Отношения между потребителем и продавцом при продаже товаров легкой промышленности регулируются Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55, Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности», утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 №876 (далее - ТР ТС 007/2011).
Прежде всего необходимо отметить, что продукция легкой промышленности до выпуска ее в товарный оборот должна пройти процедуру обязательного подтверждения соответствия в форме декларации о соответствии или сертификата. Указанная продукция маркируется единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза.
Декларирование соответствия осуществляется для следующих групп продукции: одежда и изделия 2-го и 3-го слоев; полотна трикотажные; ткани и материалы бельевые, одежные, полотенечные; чулочно-носочные изделия 2-го слоя; головные уборы; обувь, кроме валяной; ковровые покрытия и изделия машинного способа производства.
Подтверждение соответствия продукции легкой промышленности в форме сертификации проводится обязательно для следующих групп продукции: изделия бельевые, корсетные, купальные и аналогичные изделия; постельное белье; чулочно-носочные изделия первого слоя.
При размещении и обращении продукции на рынке должна предоставляться полная и достоверная информация о ней путем маркировки в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно безопасности продукции.
Маркировка продукции должна быть достоверной, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировку наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции.
Маркировка должна содержать следующую обязательную информацию: наименование продукции; наименование страны-изготовителя; наименование изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица; юридический адрес изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица; размер изделия; состав сырья; товарный знак (при наличии); единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза (ЕАС); гарантийные обязательства изготовителя (при необходимости); дату изготовления; номер партии продукции (при необходимости).
Необходимо напомнить, что маркировка и информация о продукции (маркировка) должна быть представлена на русском языке. Неправильная маркировка – основание для штрафа!
В зависимости от вида и назначения продукции легкой промышленности маркировка должна содержать дополнительную информация.
Так, для одежды и изделий из текстильных материалов дополнительная информация должна содержать: вид и массовую долю натурального и химического сырья в материале верха и подкладки изделия; модель; символы по уходу за изделием; инструкцию по особенностям ухода за изделием в процессе эксплуатации (при необходимости).
Для трикотажных и текстильных полотен, штучных изделий из них, ковров, одеял, покрывал, штор дополнительная информация должна содержать: вид и массовую долю (процентное содержание) исходного сырья (ворсовой поверхности для ковровых покрытий и изделий из них); массу куска при нормированной влажности (для трикотажных полотен); устойчивость окраски (для трикотажных и текстильных полотен); вид отделки (при наличии)символы по уходу за изделием.
Также предусмотрено наличие обязательной дополнительной информации для обуви (модель и (или) артикул изделия; вид материала, использованного для изготовления верха, подкладки и низа обуви), для одежды и изделий из меха (вид меха и его обработки; символы по уходу за изделием), для кожгалантерейных изделий (наименование материала верха; модель), для кож (площадь или массу кожи; сорт).
Не допускаются указания «экологически чистая», «ортопедическая» и другие аналогичные указания без соответствующих подтверждений.
Согласно Правилам № 55, текстильные товары (ткани и нетканые материалы и изделия из них), трикотажные изделия, швейные товары (одежда, белье, головные уборы), изделия из меха и обувь до подачи в торговый зал должны пройти предпродажную подготовку, которая включает: распаковку, рассортировку и осмотр товара; проверку качества товара (по внешним признакам) и наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе; при необходимости чистку и отутюживание изделий и их мелкий ремонт.
Продавец обязан предоставить покупателю швейных, верхних трикотажных изделий, головных уборов, меховых товаров и обуви условия для примерки товаров. Для этой цели торговые залы должны быть оборудованы примерочными кабинами с зеркалами, оснащены банкетками или скамейками, подставками.
Продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.
В этой связи хотелось бы обратить внимание торговых организаций на то, что они должны не просто получать и принимать на веру документацию от своих поставщиков, а проверять ее на правильность, чтобы предотвратить возможные нарушения установленных законодательством требований.