На 1 января 2021 года численность жителей города Азова составляет 79857 человек, представляющие более 40 национальностей. Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года русские составляют 94,4% от общей численности населения, украинцы – 1,4%, армяне – 1,16%, цыгане – 0,28%, белорусы – 0,24%, азербайджанцы – 0,16%, корейцы – 0,14%, татары – 0,14%, немцы, грузины, ассирийцы, молдаване по менее 0,1% и так далее. Город Азов является местом проживания казаков, согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года численность их составляла 0,27% от общего количества населения муниципального образования.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», статьей 9 Устава муниципального образования «Город Азов» в городе создан Экспертный совет по вопросам гармонизации межнациональных (межэтнических) и этнокофессиональных отношений при Администрации города Азова.
В данный состав Экспертного совета входят представители Администрации г. Азова, Азовской городской Думы, председатель общественного совета при администрации г. Азова, представители общественных национально-культурных объединений, религиозных организаций (по согласованию), зарегистрированных на территории города Азова в установленном порядке, лидеры, представители этнических сообществ, проживающие на территории муниципального образования «Город Азов», представители муниципального отдела МВД России «Азовский».
Постановлением администрации города Азова от 30.04.2019 г. № 754 принят План мероприятий на 2019 – 2021 годы по реализации в городе Азове Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (без дополнительного финансирования). При подготовке программы использовались полученные в ходе мониторинга, а также от правоохранительных органов данные. Плановые мероприятия по реализации в 2021 году Стратегии государственной национальной политики муниципалитетом выполнены в полном объёме и в установленные сроки. Информация о наличии скрытых противоречий и социальной напряженности по этнокультурной линии, в том числе от представителей национально-культурных общин, в 4 квартале 2021 года Администрацией города Азова не выявлена.
Для гармонизации межнациональных отношений крайне важен учет конфессиональной составляющей. На территории города Азова осуществляют деятельность 13 религиозных (христианских) организаций.
Администрация города в сотрудничестве с Прокуратурой г. Азова, Межмуниципальным управлением МВД России «Азовское», Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области осуществляет мониторинг межнациональных и межконфессиональных отношений на территории города.
Муниципальный ежеквартальный мониторинг состояния межэтнических отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций на территории муниципального образования «Город Азов» осуществляется в соответствии с распоряжением администрации г. Азова от 08.09.2017 г. № 205. Постановлением администрации г. Азова от 25.09.2012 г. № 1958 (в ред. от 22.08.2017 г. № 1936) создана комиссия по мониторингу реализации указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. на территории муниципального образования «Город Азов», утверждены Положение о ней и состав. В составе комиссии осуществляет деятельность Рабочая группа по мониторингу реализации Указа Президента РФ от 07.05.2012 г. № 602 «Об обеспечении межнационального согласия».
Отделом общественных связей Администрацией города Азова регулярно направляются запросы в МО МВД «Азовский» о количестве конфликтных ситуаций, имевших место в сфере межрелигиозных и государственно-конфессиональных отношениях, числе участников конфликтных ситуаций, имевших место в сфере межрелигиозных и государственно-конфессиональных отношениях. На основании данных МО МВД «Азовский» формируется анализ состояния межнациональных отношений, мониторинг процессов, способных вызвать рост социальной напряженности на межнациональной и межконфессиональной почве.
Мониторинг ситуации в сфере межэтнических отношений на территории города производится систематически. Результаты мониторинга были учтены при разработке Муниципального плана мероприятий на 2019-2021 годы по реализации в городе Азове Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (Постановлением администрации города Азова от 30.04.2019 г. № 754). Согласно результатам мониторинга, в городе Азове отсутствуют серьезные проблемы в сфере межэтнических отношений, чему способствует и практическая мононациональность жителей города. Факты пропаганды национальной, расовой и религиозной розни, проявления национального или религиозного экстремизма (осквернения могил, культовых зданий) отсутствуют. Обстановка в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений на территории города стабильная.
Этноконфессиональный паспорт, созданный в целях формирования актуальной информационной базы о деятельности на территории города общественных национально-культурных организаций, обновляется ежегодно. Документ содержит сведения о численности, половозрастном и национальном составе населения города Азова, об этнографических и миграционных процессах, некоммерческих организациях, сформированных по этническому признаку, организациях российского казачества, религиозных объединениях, социально-экономическом потенциале города и ведущейся профилактике возникновения конфликтов.
Значительная работа по формированию культуры межэтнического общения, взаимного уважения у детей и молодёжи проводится Управлением образования г. Азова и образовательными организациями.
Деятельность отдела культуры и искусства и отдела по делам молодежи Департамента социального развития г. Азова также направлена на предупреждение и предотвращение негативных явлений во всех слоях общества, в том числе в молодёжной среде, позиционирования здорового образа жизни, профилактику этнического экстремизма и формирование культуры межнационального общения.
Администрацией города Азова на постоянной основе ведется работа по профилактике экстремизма и терроризма и пресечению его проявлений. Во исполнение федеральных законов от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» на территории города реализуется муниципальная программа «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в г. Азове», содержащая комплекс организационно-управленческих мероприятий, мероприятий по профилактике межнациональных конфликтов, проявлений экстремизма и терроризма, информационно-пропагандистских мероприятий, мероприятий по усилению антитеррористической защищенности объектов социальной сферы.
Действует План мероприятий муниципального образования «Город Азов» мероприятий на 2019-2021 годы по реализации в Ростовской области Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года. На учете в правоохранительных органах не состоят лица, склонные к совершению противоправных деяний экстремистской направленности.
В Азове отсутствуют массовые экстремистские проявления, неформальные молодежные объединения экстремистского характера, а также массовые нарушения порядка. По информации Межмуниципального управления МВД России «Азовское» отсутствуют факты совершения преступлений на межнациональной почве.
Таким образом, обстановка в муниципальном образовании «Город Азов» в сфере межнациональных отношений стабильна и гармонична.